Котовск: от древности до наших дней

Котовск: от древности до наших дней

Котовский район — образован в 1923 г. Площадь района — 1013 кв. км, население — 79,7 тыс, человек, в т. ч. сельское — 37,4 тыс. человек. Средняя плотность населения — 78,6 человек на 1 кв. км. Центр района — город Котовск, крупный железнодорожный узел Одесско-Кишиневской железной дороги на юге Украины. Ранее у города было другое название — Бирзула.
В 1925 году в Бирзуле был похоронен в мавзолее известный советский военачальник Григорий Иванович Котовский. Мавзолей Котовского был разрушен в ходе румынской оккупации Заднестровья во время Великой Отечественной войны.

С 1928 года по 1929 год Бирзула была столицей Молдавской АССР. В 1935 году Бирзулу переименовали в Котовск и в 1938 году присвоили статус города областного подчинения в Одесской области. С 1940 года Котовск в составе Одесской области УССР. Расположен на левом берегу Ягорлык, в 188 км к северу от Одессы.

Территория нынешнего города сложилась из села Бирзулы, одноименного пристанционного поселка (слились в первой четверти XX в.), а также сел Лунчи, Михайловки и Виноградовки, отнесенных к городу в июле 1938 года. Своё новое название город получил в честь героя Гражданской войны 1918-1921 гг. Григория Ивановича Котовского, после его убийства, в 1925 году.

Первые поселенцы — крестьяне, бежавшие с Правобережной Украины от гнета польской шляхты, появились здесь во второй половине XVIII в. Они основали село Бирзулу, где насчитывалось около трех десятков глинобитных хат и землянок. Впервые оно упоминается в турецких письменных источниках под 1779 годом, в числе других населенных пунктов Дубоссарской райи.

Топоним Бирзула — тюркского происхождения образовался путем слияния слов «бир» — дань, подать, налог и «зюла» — урочище, запечатлев положение первых поселенцев, на которых была распространена система налогов и повинностей, установленная в контролируемом турками крае. Жители села занимались земледелием — выращивали пшеницу, ячмень, овес, кукурузу, бахчевые культуры, виноград, а также животноводством — разводили рогатый скот, овец, свиней.

После подписания в 1791 году Ясского мирного договора, по которому земли между Бугом и Днестром отошли к России, Бирзула начала быстро расти за счет притока населения из Подольской и других губерний страны. В 1795 году здесь насчитывалось 102 двора с 412 жителями (202 — мужского пола и 210 — женского).

В начале XIX в. крестьяне Бирзулы попали в крепостную зависимость. Большой массив плодородных земель перешел к княгине Конталадзиной; в распоряжении жителей села остались крохотные наделы. Жестокие формы барщины, частые неурожаи, рекрутчина подорвали маломощные крестьянские хозяйства, а с течением времени и вовсе разорили их. Бирзула начала приходить в запустение. Население было неграмотным, медицинской помощи не получало, поскольку единственный на всю округу врач находился в Дубоссарах и его услугами могла пользоваться только зажиточная часть крестьян. Полуголодное нищенское существование приводило к высокой смертности, особенно среди детей.

Важную роль в экономическом развитии Бирзулы сыграла построенная в середине 60-х годов 19го века железная дорога Одесса — Балта {История Украинской ССР. т. 1, с. 465.}. Во время строительства ее в 2 км от села вырос поселок железнодорожников под названием Бирзуловский. Прежде здесь размещалась Липецкая почтовая станция, в 1859 году она состояла из трех дворов, где проживали 25 человек. В 1887 году в железнодорожном поселке насчитывалось 474 жителя, имелось 19 домов, 8 хат и 21 землянка. Из-за большой скученности люди жили в антисанитарных условиях, по нескольку семей в одном доме.

В 1867 году в поселке открылось локомотивное депо, которое имело в эксплуатации шесть паровозов, были построены железнодорожные мастерские, здание вокзала и деревянные платформы. В депо работали 86 человек. С каждым годом грузооборот станции возрастал, увеличивался поток грузов, особенно зерна, которое транспортировалось в Одесский порт для отправки на экспорт.

За помощь в подготовке и публикации данного материала хочется поблагодарить интернет-портал ПодНавесом.ру, который предлагает навесы с поликарбонатом собственного производства самого различного предназначения.

Пинг не поддерживается.

Оставить комментарий